понедельник, 28 февраля 2011 г.

RZD, VR и беззлобный "билетомат"

Сбылась мечта нашего редактора прокатиться на "Аллегро". Правда только до первой финской остановки - Вайниккала. Что сказать - поезд хороший и если бы не цена, был бы совершенно прекрасен.
Самое неудобное (конкретно для нас) - то, что отправляется он с Финляндского вокзала, а не, как хотелось бы, Московского. Так что на метро нам пришлось бы ехать с двумя пересадками и успеть к 6:40 (время отправления первого рейса "Аллегро") было бы проблематично.



По-видимому специально для пассажиров этого поезда на вокзале организован "международный" зал ожидания - чистенький (по крайней мере, утром) и просторный, с большим количеством милиции и рамкой металлодетектора на входе с улицы (она, понятно, постоянно звенит, но внимания на нее никто не обращает).
В поезде есть спецвагон для пассажиров с животными: при нас в зал ожидания заходило семейство из трех членов - муж, жена и маленькая собака в одежде.
Вещей у народа, в среднем, много. Популярны, кроме всего прочего, длинные чехлы то ли с лыжами, то ли с удочками.
Вагон (второго класса) заполнен целиком или очень близко к тому. В основном русскими, хотя иностранцы тоже далеко не единичны. Кстати, поезд рекламируется в Финляндии наряду с местными, так что в определенной мере может использоваться финнами для "внутренних нужд".
"Аллегро" и объявляют как совместный проект РЖД и его финского аналога VR. Так, на пути туда наш проводник был финн, а обратно - русский.

Время в пути от Петербурга до первой финской станции составляет около полутора часов (до Хельсинки - 3,5). Тут вас проверит российская таможня (спрашивают "не везете ли что-либо запрещенное - картины, лекарственные средства?"; один финн достал баночку с какими-то таблетками; таможенник, повертев ее в руках, сказал "ну ладно") и пройдет паспортный контроль. Это, конечно, объясняет высокую стоимость проезда - в поезде, небось, ездят не меньше десятка таможенников/пограничников. Далее, после Вайниккалы, по идее должны идти финские пограничники, но мы их проходили уже в самом населенном пункте.
Если сходило с нами всего несколько пассажиров, то вот садилось на обратный рейс здесь человек 40, из которых 22 - организованная группа молодежи с лыжными принадлежностями.

Билет Санкт-Петербург-Вайниккала стоит около 45 евро, до Хельсинки - 85.

Далее мы добирались на "маршрутке" до Лаппеенранты (около 6 евро, расстояние 30 км), а оттуда - финскими железными дорогами до Савонлинны.
Местные поезда Финляндии делятся на два вида: "междугородние", курсирующие между различными областями страны и "региональные" (читай - электрички), соединяющие населенные пункты примерно одной области. Так, чтобы добраться из Лаппеенранты в Савонлинну, нужно ехать сначала на "междугородном" поезде до станции Париккала, а затем на "региональном" Париккала-Савонлинна. Из междугородних нам встретились два поезда: intercity и Pendolino. Первый немного по-дешевле, второй по-быстрее. Выбрали мы поезд с удивительным названием "Пендолино". Технически это почти тот же "Аллегро" - разве что во флагмане российских ЖД кресла пошире, да сломанных крючочков для одежды меньше (хотя тоже есть); точно можем констатировать, что 160 км/час Пендолино выжимает.
Билет на комплексный маршрут Лаппеенранта-Париккала-Савонлинна непринужденно приобретался в кассе вокзала Лаппеенранты и стоил чуть больше 31 евро.
Нас несколько смущала предстоящая пересадка, где интервал между поездами был всего 5 минут. (К слову, я помню как примерно пять лет назад бежал по какому-то мосту с одного вокзала на другой при пересадке с электрички Вологда-Ярославль на поезд Ярославль-Нижний Новгород; а билеты на этот маршрут приходилось покупать за два захода к кассе, так как билеты на "стыковочные" поезда, где разница между отправлением-прибытием составляла менее 30 минут, не продавали.) Так вот, Париккала, похоже, "крупная" станция, на которой есть 3 (три) жд-пути. Ну и пересадка между ними заключается в переходе либо с одного края платформы на другой, либо на соседнюю платформу по переходу.
Региональный поезд тоже весьма приличный по нашим меркам. Из любопытного: если вы сели в первый вагон, то можно наблюдать за работой машиниста (имеется специальное наблюдательное отверстие, съемка запрещена); по нашим ощущениям этот маршрут убыточный - ехало не более двух десятков человек на 3-4 вагона.

Самые драматические события, связанные с путешествием на поездах по Финляндии, стали разворачиваться, когда нам понадобилось купить обратные билеты из Савонлинны в Лаппеенранту. Беда в том, что в Савонлинне (население примерно 15 тыс жителей) нет жд касс (по крайней мере, они не работали). Их функцию в мирное время должен выполнять "билетомат" с последнего фото предыдущего поста. За региональный поезд можно, в принципе, заплатить в нем самом, а вот на Пендолино нужны билеты - они там с местами.
Предчувствуя подвох мы пошли покупать билеты часа за полтора до отъезда. Обошли кругом здание - касс нет, помещение, похожее на вокзал, закрыто и, кажется, давно. Единственное работающее заведение - R-киоск (что-то типа "Первой полосы" или большого киоска "Союз-печати"), и там говорят, да, билеты продаются в автомате. Идем к нему.
Первая проблема заключалась в том, что интерфейс у него только на финском и шведском языках (оба - государственные языки Финляндии). Наш редактор-полиглот, знающий немецкий, выбирает шведский, как более понятный. И нужно, значит, указать станцию назначения. Lappeenranta. Поиск такой станции не находит. Мы в растерянности, повторяем поиск с тем же неутешительным результатом. Тут, на счастье проходил мимо местный дедушка. Мы его спросили (по-английски) как будет Лаппеенранта по-шведски? Villmanstrand, отвечает. После этого мы перешли на финский интерфейс автомата. На всякий...
Ок, маршрут нашли, выбрали, нужно оплатить и получить билеты. В автомате только лишь щель для банковской карты, в интерфейсе можно выбрать Visa или даже Visa Electron. У нас "электрон"; карту билетомат не "видит". Наученные в свое время в Стокгольме, решаем, что нужна Visa Classic. Я бегу в гостиницу за своей "запасной" картой. Но ее "билетомат" также принимать отказывается. Попихав карты во всех четырех возможных положениях, выбрав в меню и Visa, и Electron, проверив оба национальных языка Финляндии, приходим к печальному выводу - билетомат нас не отоварит. Рабочая гипотеза - ему подходит только чиповая карта (у нас обе карты с магнитной полосой). Идем на поклон к девушке в R-киоске. Она про чип особо не в курсе, говорит, что "электрон" автомат точно не принимает, и заказывает нам билеты по телефону, а затем распечатывает их прямо на своем кассовом аппарате.
Вот такой счастливый конец сорокаминутной эпопеи с участием "однорукого билетомата". На вокзале Лаппеенранты, кстати, на автомате по-новее и без "графити" есть надпись "chip card only".

А вот на этом сайте можно подыскать общественный транспорт для своего путешествия по Финляндии.

Update от 01.03.2011:
1. Прим. ред.: билет на "Аллегро" на обратный путь у нас так никто и не проверил.
Это наблюдение не является руководством к действию.

2. Был разрушен миф о безукоризненной точности финского общественного транспорта - от Париккалы в воскресенье "Пендолино" отошел с десятиминутной задержкой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий